Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Умелые ручки"

Педагогический работник Веретенникова Светлана Валерьевна.
Педагогический работник
Веретенникова Светлана Валерьевна
Содержание программы Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий. Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. 3 Задачи: 1. Развивать ручную умелость, мелкую моторику, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, умение доводить начатое дело до конца. 2. Развивать пространственную ориентировку детей на листе бумаги (справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке). 3.Развить чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. 4.Развивать изобразительные и графические умения детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений. Ведущие педагогические идеи.  Развитие способностей в деятельности (Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева). Развитие способностей ребенка происходит через простые подражательные действия, сотворчество с взрослым, к самостоятельности и инициативе решения поставленных задач.  Интегрированного подхода (Джона Дьюи). Содержание деятельности планируется с учётом интеграции образовательных областей,через различные виды детской деятельности: слушание музыки, стихов, рассматривание произведения искусства, игра и рисование. И все пронизано одной целью. Смена нескольких видов деятельности позволяет долго удерживать внимание детей. Такие занятия надолго запоминаются детям, обогащают их разносторонними знаниями.  Личностно – ориентированных подходов (Якиманская И.С., Селевко Г.К.); Использование форм воспитания и образования детей с учетом возрастных и психологических особенностей. Организация работы кружка. Возраст обучающихся детей: 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год. Основные участники воспитательно-образовательного процесса – это дети, воспитатели и родители. Режим работы кружка: проводится 1 раз в неделю в вечернее время (15.20) Продолжительность занятия кружка. 25 минут. Форма занятий: совместная деятельность. Содержание занятий • Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. • Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления. • Выполнение движений с мелкими предметами: сортировка семян, выкладывание из них узоров, лепка из пластилина, мозаичная аппликация из бумаги, ручной труд, игры с палочками, бусинами, шнуровкой, мозаикой… 4 • Нетрадиционное рисование по манке, песку. • Работа в прописях (графические упражнения), штриховка. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Такие упражнения развивают точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учат проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учат раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. • Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями. • Работа в тетради в крупную клеточку. Развивать пространственную ориентировку детей на листе бумаги (справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке…). Условия реализации программы: • Систематическое проведение занятий. • Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода. • Создание условий для самостоятельной деятельности детей. • Сотрудничество педагога с семьей (консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей; открытые занятия для родителей). Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки. Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы. 5 Средства для реализации программы: Мебель, прописи, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, пластилин, проволока, бусины, песок, игровые пособия (фасоль, горох, рис камешки, счетные палочки, резиновые мячи, мягкие мячи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки и др.), тетрадь в клетку. Работа с родителями: 1. Родительское собрание. 2. Беседы, консультации по подготовке руки к письму. 3. Знакомство с результатами диагностики. 4. Показ рабочих тетрадей, прописей. 5. Открытое занятие. Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект. Ожидаемые результаты: К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей: • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой); • пространственной ориентировки детей на листе бумаги (справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке). • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу). • крупных движений и умения владеть своим телом; • пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела); • активной речи, словарного запаса; • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за учебный год. Диагностика ожидаемых результатов проводится в начале и конце учебного года, определяющая уровень развития детей по подготовке руки к письму. (Приложение)

Программа занятий

рр
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie